воскресенье, 6 октября 2019 г.

Родина пушкинских сказок.

Хазов В. И. «Болдинские Акварели»


Село Болдино на юге Нижегородской области в течение трех столетий находилось во владении рода Пушкиных. Эта земля «в Арзамасском уезде... под большим мордовским черным лесом» в начале восьмидесятых годов XVI века была пожалована Евстафию Михайловичу Пушкину, отличившемуся при Иване Грозном на военном  и  дипломатическом поприще.Трижды посетив Болдино, Пушкин ни разу не уехал оттуда без новой сказки. 
Самой первой была «Сказка о попе и о работнике его Балде», написанная в сентябре 1830 года. 



Осень  1833 года, проведенная на болдинской земле, оказалась самой урожайной на сказки — здесь появились «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о рыбаке и рыбке». 



И только одна из пяти завершенных пушкинских сказок — «Сказка о царе Салтане» — была написана не в Болдине, а в Царском Селе, в 1831 году, когда поэт провел там с молодой женой несколько самых счастливых месяцев своей жизни. Но и от этой сказки невидимые нити тянутся к Болдину. 



К осени 1830 года, когда он приезжал сюда еще женихом юной Натальи Гончаровой, на волне влюбленности и очарованности были написаны  нежные письма той осени к ней, и посвященное Наталье Николаевне стихотворение «Мадонна», и позднее — чудесная сказка с ее поэтическим образом прекрасной невесты, Царевны-Лебеди.



В последний свой приезд в Болдино, осенью 1834 года,  поэт написал только одну «Сказку о золотом петушке».  В этом году ей исполняется 185 лет.
По оценкам известных литературоведов, поэт использовал за основу своей сказки произведение американского писателя Вашингтона Ирвинга «Легенда об арабском звездочете». Пушкин изменил и упростил эту египетскую сказку, в результате чего она стала походить на русское народное произведение.
Имя царя «Дадон» Пушкин позаимствовал из произведения русской народной литературы. Из «Повести о Бове Королевиче» - былинном богатыре из сказок северной Руси 15 века.
 А сказочная Шамаханская царица родом из древнейшего  города Шемахы, что находится в Азербайджане. 



Ну, и, конечно, Петушок в сказке – это полноправный персонаж -  символ справедливости и правосудия.
 Сам Пушкин заложил в свое творение идеи, которые обличали царскую власть и самого императора Николая Первого. 
Таким образом, он дал волю своему голосу, высказал свое мнение относительно действующей власти. Ведь выступить открыто он не мог: его бы непременно ждало наказание, а его детище было бы запрещено.



Репин Н.Н. «Осень в Михайловском»,1999г. 
А в форме сказки произведение пропустили в печать. Правда, несколько строк удалили из-за цензуры, «предосудительные» места были заменены многоточиями. Это были фразы «Царствуй, лежа на боку!» и  «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Об этом разгневанный Пушкин потом еще напишет в письмах своим друзьям.
 В 1835 году сказка о золотом петушке впервые была опубликована в журнале «Библиотека для чтения».
Это была последняя сказка, написанная Александром Сергеевичем Пушкиным. Интересно то, что он поставил очень точную дату окончания сказки: 



«20 октября 1834 года в 10 часов и 53 минуты».





В качестве иллюстраций использованы работы учащихся городского Детского  культурного центра (рук. Гаскорова Э.А.) и работы каменских мастериц, которые находятся в фонде Пушкинского зала Центральной городской библиотеки.



Источник: Болдино: путеводитель / текст Т.Н. Кезина, фото Е.П. Кассин. – музей - заповедник «Болдино».- Саранск, 2010. - 48 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Наш Пушкинский зал

Публикации