пятница, 16 июля 2021 г.

Пушкин – о пушках!

Творчество Пушкина находится под пристальным вниманием критиков, литературоведов и биографов почти 200 лет. Но хочется познакомить вас с пушкинскими заметками, которые малоизвестны широкому читателю в XXI веке. Поскольку они были опубликованы в 1821 и 1824 годах в ежемесячнике «Невский зритель», и с тех пор не переиздавались. Более того, ни один из исследователей творчества и жизни Пушкина их не упоминает, но тема их как нельзя  более близка нашему городу – городу металлургов и литейщиков артиллерийских орудий в том числе.



   Арсений Ларионов (писатель, журналист, издатель, глав. редактор журнала «Слово» (1988-2010г.): «В памяти моей сохранился давний разговор с Семеном Степановичем Гейченко (директор музея-заповедника «Пушкинские горы» (1945-1990г.) о настойчивом интересе Пушкина к артиллерии в пору его службы в Министерстве иностранных дел. Более того, якобы этот интерес и работа в архивах были закреплены Пушкиным в рукописях статей… Еще в пору творческой активности Семена Степановича на одной из научных конференций в заповеднике он сам делал сообщение о «засекреченных» материалах по Пушкину. И в числе таких пушкинских работ называл статьи по артиллерии».

   Постоянный автор журнала «Слово» , историк и архивист Лев Михайлович Вяткин, предоставил эту публикацию для издания ее в 1998 году в 6 номере (стр. 99-103) журнала «Слово». Мы предлагаем вашему вниманию ее фрагмент и уверены, что она вызовет у вас не только любопытство, но и исследовательский интерес.




О литье артиллерийских орудий.

(фрагмент)

 …Различное мнение насчет прочности и доброты артиллерийского металла побудило многих артиллеристов сомневаться в самом способе отливания орудий и даже предпочитать прежние глиняные формы или кожухи вновь употребляемым чугунным опокам. От сего произошел весьма важный и любопытный вопрос, который из сих способов преимущественнее должен быть принят в артиллерии. И разрешение оного требует большей опытности, озаренной теориею. Не имея достаточных сведений в физико-математических науках и возможности удос­товериться опытами в истине своих заключений, я не осмеливаюсь ничего утвердительного о сем сказать; но, желая по мере своих способностей соответствовать цели избранной мною службы, я решился сделать только известным свой образ мыслей о сем предмете, не упоминая, сколь нужно обратить внимание на самое действие пороха, на самую теорию для определения длины орудий и на другие обстоятельства, заслуживающие подробного исследования и содействующие к повреждению артиллерии. Беспристрастие, справедливость и строгость в суждениях определяют истинную цену всем открытиям; и искуснейшие артиллеристы, вероятно, для общей пользы не оставят улучшить и дополнить все те предположения мои, кои основаны только на слабых познаниях в теории артиллерийской науки, или откроют мне все те недостатки и мечтательные заблуждения, в кои я неопытностью вовлечен. «Нельзя сделаться гением ни в какие лета, — говорит Вольтер, — но всегда можно исправлять свои ошибки». Время и обстоятельства усовершенствуют успехи в искусствах и науках; и уже в XIX столетии общее мнение восстает против тех предрассудков, предубеждений и невежества, которые вначале, по внушению ослепляющих страстей, противились общей пользе и подавляли возникавшие плоды.

Для опровержения всех тех замечаний, кои были сделаны насчет непрочности артиллерийского металла при отливании орудий в чугунные опоки, в прошедшем году были произведены опыты над несколькими пушками, в разное время и различным образом отлитыми; и после 2000 выстрелов, сделанных из каждого орудия, при 27 опытах, стреляя при различном состоянии погоды по 150 раз из каждого в два приема и с такою скоростью, как обыкновенно сие случается в решительных сражениях, т.е. чрез 1, 2 и 3 минуты, заключили между прочим, по освидетельствовании каждого орудия, что ныне употребляемый металл хорош и прочен; что вновь отлитые орудия из одной новой меди столь же крепки, как и те, кои вылиты из старых орудий, с прибавлением потребного количества новой меди и олова; и что литье в опоки имеет неоспоримые преимущества пред глиняными формами; кои, однако ж, во Франции и в других государствах доселе не оставлены, хотя опоки первоначально были описаны Монжем во время революции, и при всей пользе сего изобретения нигде, выключая Россию, не введены во всеобщее употребление; но даже, по мнению многих искусных артиллеристов, почитаются хуже кожух.

Подражание чужестранному, сомнение в лучшем способе отливания орудий, неупотребление опок в прочих государствах, где артиллерия с давнего времени славится своим устройством, произвели различие во мнениях о преимуществе прежнего способа пред новейшим; и таковое мнение наиболее ныне утверждается, по превосходному сочинению графа де Ламартильера, который, как кажется, предпочитает для литья орудий кожухи нами употребляемым опокам. Но уважение и признательность к истинным заслугам сего новейшего писателя не препятствуют мне, вопреки сему, свободно изложить свои мысли о пользе оных; и тем более опровергнуть ложное заключение некоторых, полагавших, что единственно от сего рода литья орудий происходит непрочность артиллерийского металла.

По моему мнению, введение опок для отливания медных орудий есть одно из тех важных усовершенствований артиллерии, коим оная обязана Французской революции и, отличаясь пред всеми успехами прошедших столетий, доставляет в сем важное преимущество российской артиллерии пред прочими государствами…

 А. Пушкин.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Наш Пушкинский зал

Публикации