В этом году недели молодежной книги в Пушкинке прошла с 26 ноября по 2 декабря в рамках первой Всероссийской библиотечной акции «Молодёжная неделя цифровых технологий». Организатор акции — Российская государственная библиотека для молодежи при поддержке Министерства культуры РФ, Российской библиотечной ассоциации и Агентства стратегических инициатив. Генеральным партнером акции выступила Российская ассоциация электронных коммуникаций. Акция стала достойным завершением Года науки и технологий.
Формат акции предполагал проведение в течение недели разнообразных по форме и содержанию просветительских мероприятий для молодёжи и вместе с молодёжью, объединённых общей тематикой, целями и задачами, что дало возможность продемонстрировать потенциал библиотек по работе с темой цифровых технологий.
Если бы не было двух веков, которые разделяют время жизни Александра Сергеевича Пушкина и нашу действительность, он как представитель молодежи вполне мог принять участие в наших мероприятиях, так как был очень образованным молодым человеком.
В 20-е годы XIX века происходит формирование Пушкина как поэта, человека и гражданина. Увлечение политической экономией и наукой (если угодно, мода на это) не могло пройти мимо его восприимчивого и гибкого ума, не могли не отразиться на его творчестве.
Если мы просто возьмем список людей, которые представляли в этот период русскую научную и экономическую мысль, то с некоторым удивлением обнаружим, что практически все они были учителями, друзьями, знакомыми Пушкина. Это - Александр Куницын и Николай Тургенев, Михаил Орлов и Николай Мордвинов, Павел Пестель и Николай Полевой, Михаил Сперанский и Михаил Балугьянский, Егор Канкрин и Андреи (Генрих) Шторх. И это еще не полный список.
Сам Пушкин хорошо знал историю, как древнюю, так и современную, как отечественную, так и зарубежную, интересовался, как известно, и генеалогией, и некоторые его сочинения можно рассматривать как популяризацию истории, историческим трудом можно считать его работу о Петре I.
Это был разносторонне образованный человек, полиглот, в совершенстве знал английский, французский, греческий, немецкий, испанский, итальянский и латынь и осваивал славянские языки. В его библиотеке было 3560 томов книг, лишь треть из них была написана на русском.
Его считают создателем современного литературного русского языка. Он уделял большое внимание не только идейному содержанию произведения, но и его художественным особенностям: фонетической организации текста, лексике, морфологии, синтаксису, интонации. Именно Пушкин ввёл в русский большое количество иноязычных слов, просторечных разговорных форм, бытовую лексику.
Пушкин, судя по всему, верил в науку и был далёк от односторонних положительных или отрицательных её оценок. Он следил за развитием науки, о чём свидетельствуют, например, его слова в предисловии к изданию 8-й и 9-й глав «Евгения Онегина»: «открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины и философии состарились и каждый день заменяются другими».
В период учёбы в Царскосельском лицее Пушкин противопоставлял науку поэзии, но в «Отрывках из писем, мыслей и замечаний» (1827) он уже утверждал, что вдохновение требуется как в поэзии, так и в геометрии, что, может быть, имеет сходство с произнесённой в 1826 году речью Н.И. Лобачевского о воображаемой геометрии. Примером разрешения конфликта науки и поэзии Пушкин считал творчество М. Ломоносова, который, по словам Пушкина, «обнял все отрасли просвещения»: историю, риторику, химию, минералогию, поэзию.
Пушкин интересовался астрономией: так, в его библиотеке находилась книга Джона Гершеля. К фрагменту о недвижной земле в своих «Подражаниях Корану» (1824) Пушкин добавил примечание: «Плохая физика, но зато, какая смелая поэзия!»
Пушкин был знаком с изобретателем электромагнитного телеграфа Павла Шиллингом, и с этим знакомством может быть связано появление отрывка «О, сколько нам открытий чудных…» (1829), в котором проявилась вера в автора в могущество разума и который, по словам академика С. Вавилова, «свидетельствует о проникновенном понимании Пушкиным методов научного творчества».
Учёные беседы были для Пушкина весьма полезными и оказали на него существенное влияние в осознании важнейшей роли науки и научных знаний в развитии общества и личности, в создании равновесия между разумом и воображением.
Упоминание вечного двигателя в «Сценах из рыцарских времён» (1835) может быть связано с сообщениями об изобретении электродвигателя, который в 1834 году создал Борис Семёнович Якоби.
В «Пиковой даме» упоминается гальванизм, под которым тогда понимался электрический ток, а также «Монгольфьеров шар и Месмеров магнетизм», которые вспоминаются главному герою, по профессии инженеру, при взгляде на комнату графини.
В «Евгении Онегине» (7, XXXIII) говорится о «философических таблицах» (книге французского математика Ш. Дюпена «Производительные и торговые силы Франции», 1827).
Комментариев нет:
Отправить комментарий